Главная » 2015 » Февраль » 11 » УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЛОГИКИ
03:01
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЛОГИКИ


Упражнения, описанные ниже, предназначены для детей в возрасте от двух до шести лет. Вы сами должны выбрать момент, когда приступить к ним. Все зависит от уровня развития вашего ребенка. 

Объединение двух или нескольких признаков предметов. 

Разложите перед ребенком 25 геометрических фигур (каждой по пять) пяти различных цветов и попросите его дать вам красный квадрат, голубой круг, зеленый треугольник и т.д. Таким образом, вы предлагаете ему объединить в своем сознании форму и цвет. Потом скажите, чтобы малыш положил зеленый круг справа от себя, оранжевый квадрат взял в левую руку, а коричневый треугольник бросил в коробку. При этом он связывает уже три понятия: форму, цвет и место.

Антонимы. 

Поиграйте с ребенком в слова, противоположные по значению. Называйте слова, а малыш пусть отвечает вам. Вот небольшой перечень таких слов, который поможет вам: 
большой маленький 
сильный слабый 
добрый злой 
гора долина 
хорошо плохо 
мужчина женщина 
трудно легко 
поднимать опускать 
толстый тонкий 
смеяться плакать 
близкий далекий 
молодой старый 
прямой кривой 
чистый грязный 
рано поздно 
здоровый больной 
выход вход 
слева справа 
острый тупой 
день ночь 
полный пустой 
мальчик девочка 
твердый жидкий 
узкий широкий 
трусливый храбрый 
мокрый сухой 
вежливый грубый 
живой мертвый 
быстрый медленный 
красивый безобразный 
теплый холодный 
длинный короткий 
новый старый 
бедный богатый 
настоящий поддельный 
великан карлик 
спереди сзади 
блестящий матовый 
низ верх 
гладкий шершавый 
хвалить ругать 
шумный тихий 
открывать закрывать 
дикий ручной 
уходить приходить 
дешевый дорогой 
спать бодрствовать 
веселый грустный 
утро вечер 
глупый умный 
высокий низкий 

Вариант этой игры: 

Медленный, как... (кто, что) 
быстрый, как... 
сухой, как... 
мокрый, как... 

Существует противопоставление, которое следует выделить особо: естественный и искусственный. Пусть малыш отметит, что именно вокруг него естественное, природное, а что сделано руками человека. 

Для него нужен...? Спросите у ребенка, например, "для чего нужен рот?" Возможные ответы: "Для того, чтобы есть, пить, говорить, смеяться, улыбаться, кусать". 

Или: "Что делает птица, автомобиль, кран?" 

Родственные связи (на примере вашей семьи). 

Объясните малышу термины родства. Задавайте ему при этом шуточные вопросы: "Кто твой дядя?.. А кто брат твоего отца?.. Конечно! Это один и тот же человек!" Затем предложите ему обнаружить те же связи в знакомых семьях или среди героев книги. 

Календарь. 

Познакомьте ребенка с днями недели. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь подходящий мотив . Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, поднимая ребенка утром с постели, показывайте ему, какой сегодня день. Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда малыш сможет сам переводить стрелку на нужный день. 

Обратите внимание ребенка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцем, приход бабушки и т.д. Когда он хорошо выучит дни недели, познакомьте его с названиями месяцев .

Повесьте в детской комнате календарь и каждый вечер зачеркивайте вместе с малышом истекший день. Напоминайте ему, какой сегодня месяц и день, и показывайте их место на календаре. Пусть ребенок сам зачеркивает дату, даже если он еще не знает цифры (кстати, это хорошая прелюдия к означенному знакомству). 

Последовательность названий или цифр. 

Ребенок легко выучивает любой ряд следующих друг за другом названий, букв или цифр. Но ему трудно найти в нем место для какого-нибудь одного его элемента. Чтобы помочь малышу в этом, вырежьте карточки из картона и напишите на каждой одну цифру (от 0 до 10) или день недели, или месяц, или букву. Научите ребенка расставлять карточки в нужном порядке и отвечать, между какими двумя членами ряда находится та или иная цифра, буква и т.д. Когда он будет хорошо справляться с этим, имея весь ряд перед глазами, спрячьте карточки и предложите малышу ответить на те же вопросы по памяти. (Вы, конечно, должны показывать ему карточки в тех случаях, когда он затрудняется с ответом.) 

Название классов понятий, объединенных общим признаком. 
Есть два типа упражнений. 

Первое упражнение: вы называете три слова, а ребенок говорит, как их можно назвать одним общим словом: 
Кукла, мячик, кубики ИГРУШКИ 
Желтый, оранжевый, фиолетовый ЦВЕТА 
Камилла, Жюли, Пьер ИМЕНА 
Стул, шкаф, стол МЕБЕЛЬ 
Молоко, вода, кофе НАПИТКИ 
Апельсин, яблоко, банан ФРУКТЫ 
Рубашка, брюки, шорты ОДЕЖДА 
Молоток, отвертка, пила ИНСТРУМЕНТЫ 

Второе упражнение: вы называете пять слов, четыре из которых принадлежат к одному классу понятий, а пятое - к другому. Спросите у ребенка, какое слово здесь лишнее и почему: 
Кошка, собака, голубь, лошадь, корова голубь 
Груша, яблоко, тюльпан, клубника, вишня тюльпан 
Лимонад, бутерброд, чай, молоко, вода бутерброд 
Анри, Пьер, Поль, Жан, Селина Селина 
Розовый, зеленый, синий, машина, желтый машина 
Кукла, кровать, шкаф, стол, кресло кукла 

Если ребенок не может справиться с заданием, помогите ему и объясните, почему именно этот ответ правильный. С самыми маленькими лучше начать с картинок. 

Логическое формулирование. 
Чтобы помочь ребенку научиться логически мыслить, поиграйте с ним в такую игру: 
Коровы едят. 
Что делают коровы? - Они едят. 
Кто ест? - Коровы. 

Слова, выражающие отношения: "больше чем", "меньше чем", "столько же, сколько" составляют базу любого сравнения. Вводите их применительно к словам, обозначающим количество, длину, толщину, высоту, вес, и вообще ко всем словам, обозначающим размеры предметов. "Что больше, а что меньше?"; "Где меньше кубиков, чем...?"; "Кто такого же роста, как...?" 

Поиск недостающего предмета. Три различных предмета (ложка, карандаш, стакан) расставьте или разложите перед ребенком. Попросите его закрыть глаза, уберите один из предметов и спросите малыша, чего не хватает. Постепенно увеличивайте число предметов. 

Копирование и повторение форм. Спички разложите так, чтобы они образовали какую-нибудь геометрическую фигуру или несложный рисунок. Попросите ребенка скопировать то, что вы сделали. Когда это начнет у него легко получаться, дайте малышу посмотреть на выложенные вами фигуры, затем закройте их и попросите воспроизвести по памяти. Увеличивайте число спичек, усложняя фигуры.

Другой вариант. Нарисуйте домик, не перегружая рисунок подробностями. Пусть он будет как можно проще, например, на первом этаже - дверь справа и окно слева, на втором - два окна. Ребенок должен повторить рисунок, ничего не забыв. Эта игра возможна на основе любого простого рисунка. Чтобы малыш мог воспроизвести его по памяти, сначала дайте ему скопировать ваш рисунок, а затем уберите его. 

Развитие воображения с помощью геометрических фигур. Подумайте вместе с ребенком, что можно нарисовать, используя в качестве основы круг: рожицу, яблоко, тарелку и т.д. Потом возьмите другую базовую фигуру. 

Тетради логических игр. Когда ребенок освоится с карандашом и научится раскрашивать, купите тетрадку с веселыми логическими упражнениями. Очень важно, чтобы они были понятны и по форме, и по содержанию. 

"Почему? - Потому что..." 
Ребенок задает гораздо меньше очень умных вопросов, чем принято считать. Зачастую он спрашивает то, что ему уже хорошо известно, и нас это, разумеется, раздражает. Если такой вопрос последует, спросите его в свою очередь: "Почему?" (вас это не утомит!), и он с удовольствием покажет вам, что он знает ответ. Давая ему возможность сделать это самому, вы увеличиваете его веру в себя. Похвалите малыша за правильный ответ. Тогда ваши нервы не пострадают, а он будет удовлетворен и гораздо быстрее перестанет развлекаться подобным образом. 
Модель "Почему? - Потому что..." побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям. Но нужно, чтобы вы показали ему дорогу к неизвестному: 
Знаешь ли ты, почему исчез солнечный лучик? - Потому что тучка закрыла небо. А знаешь, почему машина едет, хотя я и не`завела мотор? - Потому что дорога идет под горку и т.д. Вы, конечно, вызовете тем самым множество интересных вопросов, для ответа на которые у вас может не оказаться ни времени, ни сил. Скажите об этом ребенку и пообещайте, что обязательно дадите ответ позже. 
ДЕРЖИТЕ СВОЕ СЛОВ0! Извинитесь, если вы забыли о своем обещании. И тот факт, что вы заставляете его ждать (только не надо делать это слишком часто!), придаст в глазах ребенка особую ценность вашему ответу. Отвечая на его вопросы, ориентируйтесь на максимум умственных способностей ребенка. 

"Если... - то..." Эта игра помогает в развитии дедуктивных методов мышления, играющих столь важную роль в логике и математике (они лежат в основе алгебры). Выработайте у себя привычку сравнивать вещи таким образом: "Если эта стена зеленая, то и этот карандаш тоже зеленый! Если это - книга, то и это - тоже книга! Если эта кукла большая, то вот эта - совсем небольшая!"

Просмотров: 43 | Добавил: Anne
Всего комментариев: 0